Где и когда размещается отчет об итогах реализации проекта инициативного бюджетирования?

Получатели предоставляют Главному распределителю бюджетных средств и Министерству финансов Республики Крым отчет об использовании субсидии из бюджета Республики Крым бюджетам муниципального образования Республики Крым на софинансирование проектов инициативного бюджетирования  в Республике Крым (за квартал – до 10 (десятого) числа месяца, следующего за отчетным кварталом, за год – до 15 (пятнадцатого) января года, следующего за отчетным).

Получатели представляют Главному распределителю бюджетных средств и Министерству финансов Республики Крым отчет о реализации проекта инициативного бюджетирования (ежегодно, не позднее 30 (тридцати) календарных дней с даты подписания акта выполненных работ – дня завершения в текущем финансовом году работ по проекту).

Отчет об итогах реализации проектов инициативного бюджетирования необходимо опубликовать и разместить на официальном сайте получателя в сети интернет в течение 30 календарных дней со дня завершения реализации инициативного проекта.

В случае если получатель не имеет возможности размещать указанную информацию в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», она размещается на официальном сайте муниципального образования Республики Крым.

Какие документы необходимы для участия в конкурсе проектов инициативного бюджетирования?

  • Заявка, подписанная усиленной квалифицированной подписью
  • Протокол предварительного собрания (схода) жителей
  • Опросные листы по определению приоритетной проблемы
  • Протокол заключительного собрания (схода) жителей
  • Подписной лист жителей муниципального образования в поддержку реализации проекта
  • Выписка из решения о бюджете муниципального района РК о бюджетных ассигнованиях, предусмотренных на реализацию проекта в текущем году, заверенная главой администрации сельского (городского) поселения, муниципального района РК, заверенная главой местной администрации
  • Гарантийные письма от ИП, юридических лиц о готовности принять участие в софинансировании проекта
  • Документы, подтверждающие участие жителей и спонсоров в реализации проекта в неденежной форме
  • Копии документов, подтверждающих право собственности поселения муниципального района на объект, право владения, пользования, распоряжения сельского поселения, муниципального района объектом общественной инфраструктуры, согласие собственника объекта благоустройства, связанного с организацией уличного освещения, на реализацию проекта
  • Документы, подтверждающие стоимость проекта (проектно-сметная документация, заключение о достоверности определения сметной стоимости, а в случае если проектно-сметная документация не разрабатывалась, то расчет потребности (в части проектов по обеспечению уличным освещением территорий муниципальных образований), прайс-лист на закупаемое оборудование или технику и т.д.)
  • Копии информационных материаловСМИ и информационных стендов, ссылки на публикациив сети Интернет, об участии МО в реализации проекта инициативного бюджетирования
  • Видео- и фотоматериалы культурно-массовых мероприятий, связанных с реализацией проекта инициативного бюджетирования, предварительных и заключительных собраний жителей с отражением численности участников данных мероприятий
  • Фотографии, свидетельствующие о неудовлетворительном состоянии объекта, предлагаемого для реализации в рамках проекта ИБ
  • Гарантийное обязательство муниципального образования по осуществлению содержания и эксплуатации объекта
  • Решение местной администрации (муниципального образования Республики Крым) об участии в конкурсном отборе

Как собрать денежные средства с населения и индивидуальных предпринимателей, и куда их перечислить?

Средства населением собираются по ведомости и, как и средства, предоставляемые спонсорами, перечисляются или вносятся на специальный счет муниципального образования в качестве «безвозмездных перечислений». Для этого в бюджете утверждается соответствующий код бюджетной классификации.

Документ (приходный кассовый ордер), подтверждающий зачисление средств на счет, и ведомость сбора средств хранится в администрации муниципального образования.

На каком этапе подготовки проектов инициативного бюджетирования  администрация выносит решение о поддержке или об отказе проекта?

Дата принятия решения местной администрации о поддержке проекта не может быть раньше даты проведения заключительного собрания.

После принятия решения о поддержке или об отказе в поддержке проекта на официальном сайте администрации размещается информация о результатах рассмотрения проекта в срок, определенный Порядком рассмотрения проектов инициативного бюджетирования.

Какой порядок принятия решения местной администрации об отказе/поддержке проекта инициативного бюджетирования?

Инициативный проект подлежит обязательному рассмотрению местной администрацией в течение 30 дней со дня его внесения, в соответствии с постановлением Совета министров РК от 16 октября 2020 № 658 (с изменениями и дополнениями).

Представительный орган муниципального образования должен принять Порядок рассмотрения проектов инициативного бюджетирования местной администрацией, а также основания для отказа в поддержке проектов инициативного бюджетирования.

В случае, если в местную администрацию внесено несколько инициативных проектов, местная администрация организует проведение конкурсного отбора и информирует об этом инициаторов проекта. Рекомендуем взять в работу Порядок рассмотрения проектов инициативного бюджетирования из  Постановления  № 346 от 15.06.2021г.

Какие документы необходимо подготовить и приложить к протоколу заключительного собрания?

  1. Протокол собрания с подписями секретаря и председателя
  2. Приложения к протоколу:
    • Явочный лист присутствующих на собрании.
    • Подписной лист жителей муниципального образования в поддержку реализации проекта ИБ.
    • Гарантийные письма индивидуальных предпринимателей, юридических лиц о готовности принять участие в софинансировании проекта денежным вкладом
    • Гарантийные письма, подтверждающие участие жителей населенного пункта и спонсоров в реализации проекта в неденежной форме.
    • Перечень и объем работ по утвержденному проекту (смета).
    • Протоколы счетной комиссии.
    • Фото-, видеоматериалы собрания.

Возможно ли использовать сметную документацию проектов, которые не прошли конкурс в прошлом году?

Как правило, реализовать старые проекты со сметной документацией невозможно, это связано с  ростом цен на материалы и оборудование. Рекомендуем обновить сметные расчеты. 

Какие виды работ могут считаться неденежным вкладом населения, индивидуальных предпринимателей?

  • покос травы на участке;
  • уборка мусора, веток;
  • озеленение территории;
  • представление строительных материалов;
  • предоставление необходимого инвентаря;
  • предоставление техники и т.д

Если в муниципальном образовании нет помещения, где могут поместиться все желающие, присутствовать на собрании? Что делать?

Организаторы собрания могут провести несколько собраний с единой повесткой в один день с оформлением протоколов с единой датой с нумерацией 1-А, 1-Б и т.д. При этом счетная комиссия оформляет единый протокол по итогам проведения всех частей собрания.

Как подготовиться к заключительному собранию?

Перед проведением  заключительного собрания необходимо:

– сформировать перечень проектов по результатам выполненных поручений инициативных групп;

– оценить соответствие проектов полномочиям муниципального обазования;

– убедиться, что объекты находятся в муниципальной собственности;

– определить предварительный объем требуемого финансирования;

– определить реалистичность выполнения возможных проектов (приемлемые технические решения с учетом состояния объектов, объем и стоимость работ, сроки, наличие сметной и технической документации и т.д.);

– изучить возможность решения проблемы в рамках других проектов / программ;

– оценить возможность функционирования объекта на достаточно долгий период;

–подготовить плакаты с логотипом «Крым как мы хотим» и указанием года и наименования муниципального образования.

– оценить вместимость помещения, где будет проводиться собрание.

Как подготовиться к предварительному собранию?

Перед проведением  предварительного собрания необходимо:

  • провести и обобщить опрос жителей населенного пункта с целью выявления приоритетных проблем и намерения материального и/или нематериального участия в проекте, направленного на их решение;
  • определить цель, задачи, дата, время, место собрания жителей населенного пункта, а также лица, ответственные за его проведение;
  • сформулировать текст информационного сообщения о предстоящем собрании;
  • определить лица, ответственных за размещение и распространение информационного сообщения, а также места и способы его размещения и распространения;
  • определить потенциальных членов инициативной группы по разработке проекта;
  • выбрать лица, ответственных за фото- и видеофиксацию хода собрания и процесса голосования по вопросам повестки дня;
  • подготовить плакаты с логотипом «Крым как мы хотим» и указанием года и наименования муниципального образования.

Какое количество жителей необходимо опросить?

Количество опрашиваемых определяется принципом: чем больше опрошенных жителей, тем больше информированны. Однако, если вести речь о конкретных цифрах, необходимо ориентироваться на оптимальные статистические показатели:

  • В населенных пунктах с населением более 10 тысяч человек выборка от 5 до 10 % (от 500 до 1000 человек);
  • В населенных пунктах с населением менее 5 тысяч выборка от 15 до 20 % населения;
  • В населенных пунктах с численностью менее 1000 человек рекомендуется охватить опросом все взрослое население.

На каком этапе подготовки проекта ИБ необходимо завершить опрос?

Рекомендуется завершить всю работу по распространению и сбору опросных листов как минимум за неделю до предварительного собрания. В таком случае у вас будет достаточно времени для анализа собранных опросных листов и составление аналитической ведомости.

Кто проводит опрос граждан?

Администрация совместно с инициативными гражданами проводит информирование жителей о возможности участия в конкурсе проектов ИБ, целях, задачах, возможностях проектов ИБ, готовит опросные листы и назначает ответственных за организацию опроса.

Рекомендуем, при администрации муниципального образования, создать рабочую группу, которая под руководством главы муниципального образования осуществляет работу по организации опроса:

– изготовление, распространение, сбор опросных листов;

– обработку информации, изложенной в опросных листах;

– обобщение, систематизацию информации.

Какой цикл подготовки и реализации проекта инициативного бюджетирования?

  1. Этап Определение проекта для участия в конкурсе и подготовка документов
  • Выявление мнение граждан- опрос
  • Подготовка и проведение культурно-массовых мероприятий, связанных с реализацией проекта
  • Подготовка и проведение предварительного собрания жителей по выбору проекта инициативного бюджетирования
  • Выбор инициативной группы
  • Подготовка и проведение заключительного собрания жителей по выбору проекта инициативного бюджетирования
  • Работа со СМИ в проектах инициативного бюджетирования
  • Решение местной администрации

   2. Этап. Участие в конкурсном отборе проектов инициативного бюджетирования

  • Размещение заявки в электронном виде
  • Оценка проектов инициативного бюджетирования
  • этап. Реализация проектов и предоставление отчетов
  • Внесение денежного вклада населения и спонсоров
  • Соглашение между уполномоченным министерством и муниципальным образованием Республики Крым
  • Проведение конкурсных процедур по закупке услуг подрядчиков и поставщиков
  • Реализация неденежного вклада населения и спонсоров
  • Сдача-приемка объекта
  • Предоставление отчетов

С чего начать подготовку проекта инициативного бюджетирования?

Рекомендуем начать подготовку с информирования и проведения опроса для выявления мнения граждан. Можно запланировать и подготовить культурно-массовое мероприятие, которое совместить с проведением опроса – это принесет дополнительные баллы проекту. Подготовить и провести предварительное собрание жителей по выбору проекта инициативного бюджетирования на основе анализа данных проведенного опроса. На  всех этапах подготовки и реализации проекта инициативного бюджетирования должна быть работа со СМИ.

На что нужно в первую очередь обращать внимание при подготовке информационных сообщений для аудитории с помощью СМИ?

Важно понимать, что ваша аудитория различается по возрасту, полу и социальному положению и поэтому привлекать конкретно ориентированные СМИ для охвата всех категорий населения в информационной кампании. Например, к молодёжи актуальнее обращаться через интернет-СМИ; к старшему поколению – с помощью радио, печатных изданий. Представители органов местного самоуправления и участники бизнеса чаще получают информацию из печатных изданий.

Если говорить об использовании социальных сетей, то опыт других регионов Российской Федерации показывает, что для информирования населения следует обращаться к самым популярным социальным сетям, таким как «Вконтакте», «Одноклассники» и «Инстаграм». «Вконтакте» и «Одноклассники» дают возможность более детально настраивать сообщения под каждую территорию с комментариями, ссылками на сайт программы, инструкциями для дальнейших действий (куда и как обращаться человеку). Причем целевая аудитория сети «Вконтакте» – лица до 35 лет, в то время как представители старшего поколения используют социальную сеть «Одноклассники».

Где можно ознакомиться с практиками оптимального информационного сопровождения проектов инициативного бюджетирования?

Есть несколько каналов получения информации о российском и международном опыте инициативного бюджетирования. Они удобно сведены на сайте: budget4me.ru

Какие основные задачи инициативной группы?

- подготовить предложения по реализации проекта инициативного бюджетирования и представить на общественное обсуждение;

- собрать средства жителей на софинонсирование проекта (на добровольной основе, по решению собрания жителей) и перечислить их в местный бюджет. Сбор средств начинается после конкурсного отбора проекта!

-принять участие в подготовке конкурсной заявки при определении объемов работ и их ориентировочной стоимости, а также в разработке локальных смет;

-информировать население о ходе реализации проекта на всех его этапах (работа в социальных сетях муниципального образования, района, информирование населения с помощью иных СМИ, размещение информационных стендов, подготовка фото и видеоматериалов о текущем состоянии объекта;

- участвовать в приеме работ и обеспечении сохранности объекта;

Кто должен входить в состав инициативной группы?

  • Руководитель группы (работник Администрации муниципального образования не может являться руководителем ИГ, но может входить в ее состав);
    специалист по работе с технической и финансовой документацией;
  • специалист по информационному сопровождению реализации проекта инициативного бюджетирования;
  • жители, постоянно проживающие или работающие по месту реализации проекта;
  • жители, непосредственно связанные с данным объектом (заинтересованные, не равнодушные, понимающие суть решаемой проблемы, умеющие работать с населением).

Какое должно быть количество участников инициативной группы?

Согласно Федеральному закону от 20.07.2020 г. №236-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», количество участников ИГ должно составлять не менее 10 человек. При необходимости, минимальная численность ИГ может быть уменьшена нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.

На каком этапе формируется состав инициативной группы (далее ИГ)?

Состав инициативной группы формируется на предварительном собрании жителей. Решение граждан о создании и составе ИГ обязательно оформляется протоколом, который прилагается к заявке. По каждому проекту инициативного бюджетирования целесообразно образовывать отдельную ИГ.

Что такое инициативные платежи?

Нормативно правовое регулирование вопросов, связанных с инициативными платежами:

- статья  41 Бюджетного кодекса Российской Федерации, инициативные платежи отнесены к неналоговым доходам бюджетов;

- статья 35 Бюджетного кодекса Российской Федерации, расходы бюджета не могут быть увязаны с определёнными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся:

добровольных взносов, пожертвований, а также средств самообложения граждан, инициативных платежей, предусмотренных статьями 56 и 56.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской;

 

Статья 56.1. Финансовое и иное обеспечение реализации инициативных проектов

(введена Федеральным законом от 20.07.2020 N 236-ФЗ)

1. Источником финансового обеспечения реализации инициативных проектов, предусмотренных статьей 26.1 настоящего Федерального закона, являются предусмотренные решением о местном бюджете бюджетные ассигнования на реализацию инициативных проектов, формируемые в том числе с учетом объемов инициативных платежей и (или) межбюджетных трансфертов из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставленных в целях финансового обеспечения соответствующих расходных обязательств муниципального образования.

2. Под инициативными платежами понимаются денежные средства граждан, индивидуальных предпринимателей и образованных в соответствии с законодательством Российской Федерации юридических лиц, уплачиваемые на добровольной основе и зачисляемые в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации в местный бюджет в целях реализации конкретных инициативных проектов.

3. В случае, если инициативный проект не был реализован, инициативные платежи подлежат возврату лицам (в том числе организациям), осуществившим их перечисление в местный бюджет. В случае образования по итогам реализации инициативного проекта остатка инициативных платежей, не использованных в целях реализации инициативного проекта, указанные платежи подлежат возврату лицам (в том числе организациям), осуществившим их перечисление в местный бюджет.

Порядок расчета и возврата сумм инициативных платежей, подлежащих возврату лицам (в том числе организациям), осуществившим их перечисление в местный бюджет, определяется нормативным правовым актом представительного органа (решением схода граждан, осуществляющего полномочия представительного органа) муниципального образования.

4. Реализация инициативных проектов может обеспечиваться также в форме добровольного имущественного и (или) трудового участия заинтересованных лиц.

Приказ Минфина России от 6 июня 2019 г. № 85н «О порядкеформирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения»

Финансовый орган муниципального образования утверждает коды подвидов доходов бюджетов по виду доходов бюджетов 000 1 17 15000 00 0000 150 "Инициативные платежи" для поступлений инициативных платежей для реализации каждого инициативного проекта.

(абзац введен Приказом Минфина России от 08.06.2020 N 98н)

 

"000

1 17 15000 00 0000 150

        Инициативные платежи

000

1 17 15010 03 0000 150

        Инициативные платежи, зачисляемые в бюджеты внутригородских

        муниципальных образований городов федерального значения

000

1 17 15020 04 0000 150

        Инициативные платежи, зачисляемые в бюджеты городских округов

000

1 17 15020 11 0000 150

        Инициативные платежи, зачисляемые в бюджеты городских

        округов с внутригородским делением

000

1 17 15020 12 0000 150

        Инициативные платежи, зачисляемые в бюджеты внутригородских районов

000

1 17 15030 05 0000 150

        Инициативные платежи, зачисляемые в бюджеты муниципальных районов

000

1 17 15030 10 0000 150

        Инициативные платежи, зачисляемые в бюджеты сельских поселений

000

1 17 15030 13 0000 150

        Инициативные платежи, зачисляемые в бюджеты городских поселений

000

1 17 15020 14 0000 150

        Инициативные платежи, зачисляемые в бюджеты муниципальных округов

(введено Приказом Минфина России от 12 октября 2020 г. № 236н  «О внесении изменений в коды (перечни кодов) бюджетной классификации Российской Федерации на 2021 год (на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов), утвержденные приказом министерства финансов российской федерации от 8 июня 2020 г. № 99н)

Приказ Минфина России от 6 июня 2019 г. № 85н «О порядке формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структуре и принципах назначения»:

ст. 23.1. Отражение расходов местных бюджетов на реализацию инициативных проектов, предусмотренных положениями Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", поддержанных органами местного самоуправления (далее - инициативные проекты), осуществляется по кодам целевых статей расходов, содержащих направления расходов, соответствующие каждому инициативному проекту.

Как определить, относится ли проект Инициативного бюджетирования к типологии «благоустройство»?

Определения благоустройства территорий и элементов такого благоустройства приводится в статье 1 Градостроительного кодекса РФ (пункты 36,38).
Так, благоустройство территории — это   деятельность по реализации комплекса мероприятий, установленного правилами благоустройства территории муниципального образования, направленная на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, по поддержанию и улучшению санитарного и эстетического состояния территории муниципального образования, по содержанию территорий населенных пунктов и расположенных на таких территориях объектов, в том числе территорий общего пользования, земельных участков, зданий, строений, сооружений, прилегающих территорий.

Элементы благоустройства - декоративные, технические, планировочные, конструктивные устройства, элементы озеленения, различные виды оборудования и оформления, в том числе фасадов зданий, строений, сооружений, малые архитектурные формы, некапитальные нестационарные строения и сооружения, информационные щиты и указатели, применяемые как составные части благоустройства территории.

Определение Правил благоустройства территории муниципального образования приводится в статье 2 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ, в соответствии с которой Правила благоустройства — это муниципальный правовой акт, устанавливающий на основе законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации требования к благоустройству и элементам благоустройства территории муниципального образования, перечень мероприятий по благоустройству территории муниципального образования, порядок и периодичность их проведения.

Таким образом, вопросы направления благоустройства территорий и виды элементов благоустройства муниципальные образования устанавливают самостоятельно и индивидуально в Правилах благоустройства. Следовательно, на данные Правила необходимо ориентироваться при определении направлений благоустройства того или иного муниципального образования.