Крым как мы хотим: Республика делится опытом реализации программы инициативного бюджетирования
В журнале «Бюджет» – ведущем отраслевом издании для финансистов, экономистов, руководителей бюджетных учреждений и предпринимателей, работающих в бюджетной сфере – в январе 2023 года вышла статья Ирины Валерьевны Кивико «Крым как мы хотим», посвященная крымскому опыту реализации проектов программы инициативного бюджетирования.
В материале рассказывается о развитии программы инициативного бюджетирования в Республике Крым в 2019 году, о прошедшем в 2021 году первом конкурсе проектов инициативного бюджетирования, который выявил большое количество инициативных неравнодушных граждан и активных представителей администрации в каждом районе Республики и обусловил взросший интерес жителей и руководства сельских поселений к конкурсной программе–2022. Важным фактором, отмечает И. В. Кивико, повлиявшим на увеличение количества участников программы инициативного бюджетирования, стала развернутая информационная кампания. Выделению особенностей именно этого этапа процедуры инициативного бюджетирования – 2022 автор статьи уделяет особое внимание, поскольку «вовлечение граждан в принятие бюджетных решений, выдвижение и обсуждение инициативных проектов, участие в реализации проектных идей требуют системной работы с общественным мнением», а «формирование интереса к участию в инициативном бюджетировании у различных групп целевых аудиторий: местных жителей, активных граждан, представителей бизнеса, сотрудников органов местного самоуправления – требует использования широкого инструментария и различных каналов коммуникации».
Отмечается роль средств массовой информации, которые формируют особое пространство, где выстраивается коммуникация между общественными институтами и властью, основными направлениями участия СМИ в указанном процессе являются стимулирование гражданского интереса, просвещение, формирование ценностных установок и воспитание гражданских качеств. Особую роль при этом играют региональные СМИ, которые не только информируют аудиторию, но и оказывают влияние на личностную и социальную идентификацию.
В информационной кампании по инициативному бюджетированию в Крыму использовался широкий спектр каналов коммуникации: информационные стенды и объявления, публикации на официальных сайтах муниципальных образований, муниципальные и региональные газеты, издания сельских поселений, региональные телеканалы, сайты населенных пунктов, социальные сети и мессенджеры.
И. В. Кивико, анализируя результаты информационных кампаний по инициативному бюджетированию, говорит о возникшей необходимости внесения ряда изменений в условия конкурса и критерии оценки инициативных проектов. Например, в порядок проведения конкурсного отбора проектов инициативного бюджетирования введены некоторые новые элементы: было установлено ограничение на количество проектов, которые один участник может представить на конкурс; пересмотрена балльная шкала оценки проектов, в том числе в части, касающейся оценки использования СМИ и других средств информирования; появились четко прописанные количественные требования по ряду параметров.
В завершение статьи заместитель председателя Совета министров Республики Крым – министр финансов Республики Крым приходит к важному выводу: «инициативное бюджетирование – всегда открытый диалог с людьми… Республика Крым как новый игрок на поле инициативного бюджетирования демонстрирует регионам – ветеранам конкурса свое знание современных трендов, умение строить коммуникацию с гражданами, используя передовые технологии, ориентируется на все многообразие целевой аудитории, активно вовлекая в ряды сторонников проекта».
Полный текст статьи доступен по ссылке.